Казакша курес – национальная борьба казахов

Автор: admin Опубликовано: 28 - февраля - 2013

1a55liИздревле любой народ старался проявить силу, смекалку, ловкость, и выражалось это, как правило, в период войны. Но война войной, а в мирное время нужно было поддерживать форму и не терять сноровку, молодых обучать – вот и состязались тюркские богатыри между собой. Да и развлечение это было знатное, деньги на воинов ставили и скакунов. Но расходясь и расселяясь, боевая техника тюркской народности приобретала свои особенности. Где-то ее улучшали, меняя связки, захваты, броски, а где-то и дополняли, подсмотренными в боях новыми приемами. Так к концу 19-го века сформировалась национальное казахское единоборство – «Казахша курес».

До начала 20-го века состязания по Казахша курес проводились на звание «сильнейшего всех», то есть соперники не делились ни по весовой категории, ни по возрасту. Был лишь «самый сильный», которому боялись бросить вызов, а те, кто решался, мог поплатиться за смелость даже жизнью. Всегда найдется кто-то сильней, моложе, ловчее. Так и происходило – одного «сильнейшего» сменял «другой сильнейший». Но чаще борьба не заканчивалась печально, проучив окрепшего юнца, бывалый силач получал свою долью за бой от довольных зрелищем соратников, и все дружно продолжали праздновать или просто отдыхать. Суть борьбы сводилась к умению завладеть ситуацией, сбив соперника с ног. Достигается это как подсечками, так и бросками. От арсенала борца, зависит успех поединка, чем больше он знает приемов, тем сложнее противнику избегать захватов и больше шансов оказаться на ковре или лужайке, выбранной для соревнований. Лишь в 30-х годах 20-го века, по общему принципу состязаний в Казахша курес начали подразделять соперников по весовым категориям. Традиционно соревнования проводятся в одежде: подпоясанной куртке из плотной ткани и штанах, позже шортах. Основное правило остается прежним – любой хитростью повалить соперника на пол. В партере борьба не ведется – это дань национальному прошлому. В схватке в бою «возня» на земле не затевалась, у каждого была сабля или пика, и бороться с лежащим не имело смысла, «упал» значило — «пропал».

Комментарии к данной записи закрыты.